Информация об организации
Подведомственные организации

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ Курчатовской межрайонной прокуратуры от 21 марта 2022 № 36-2022 об устранении нарушений законодательства о муниципальном жилищном контроле

ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРОКУРАТУРА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

КУРЧАТОВСКАЯ МЕЖРАЙОННАЯ ПРОКУРАТУРА

307250, г Курчатов Курской области,

ул. Садовая, д. 29а, тел.: 4-19-60

 

ГЛАВЕ ПОСЕЛКА ИВАНИНО

КУРЧАТОВСКОГО РАЙОНА

СЕМЕНИХИНУ С.В.

АДМИНИСТРАЦИЯ ПОСЕЛКА ИВАНИНО,

Курчатовский район, Курская область

 

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

от 21 марта 2022 № 36-2022

 

об устранении нарушений законодательства

о муниципальном жилищном контроле

 

В связи с вступлением в силу с 01.01.2022 норм Федерального закона от 06.12.2021 № 408-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Курчатовской межрайонной прокуратурой проведена проверка полноты нормативно-правовой базы по вопросам исполнения законодательства о муниципальном жилищном контроле, разработанной и принятой органом местного самоуправления - Администрацией поселка Иванино Курчатовского района Курской области.

В силу п. 9 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в том числе отнесено осуществление муниципального жилищного контроля.

Согласно ч. 4 и 5 ст. 20 ЖК РФ предметом муниципального жилищного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, указанных в пунктах 1-11части 1 настоящей статьи, в отношении муниципального жилищного фонда. Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления (далее - органы муниципального жилищного контроля) в соответствии с положением, утверждаемым представительным органом муниципального образования.

В соответствии с ч. 6 ст. 20 ЖК РФ организация и осуществление муниципального жилищного контроля регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 248-ФЗ).

Установлено, что решением Собрания депутатов поселка Иванино Курчатовского района Курской области от 15.12.2021 № 12/7с утверждено Положение о муниципальном жилищном контроле в муниципальном образовании «поселок Иванино» Курчатовского района Курской области (далее - Положение).

В соответствии с ч. 2 ст. 16 Федерального закона №248-ФЗ контрольными (надзорными) органами в рамках видов контроля обеспечивается учет объектов контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом, положениями о видах контроля.

Однако, Положением порядок учета объектов контроля не определен, что указывает на наличие коррупциогенного фактора, предусмотренного подп. «ж» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 (далее - Методика), то есть отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка.

В соответствии со статьей 45 Федерального закона № 248-ФЗ контрольные (надзорные) органы могут проводить следующие профилактические мероприятия: 1) информирование; 2) обобщение правоприменительной практики; 3) меры стимулирования добросовестности; 4) объявление предостережения; 5) консультирование; 6) самообследование; 7) профилактический визит (ч. 1).

Виды профилактических мероприятий, которые проводятся при осуществлении муниципального контроля, определяются положением о виде контроля с учетом того, что при осуществлении муниципального контроля является обязательным проведение профилактических мероприятий, предусмотренных пунктами 1 и 5 части 1 настоящей статьи, если иное не установлено федеральным законом о виде контроля, общими требованиями к организации и осуществлению вида муниципального контроля, утвержденными Правительством Российской Федерации (ч. 2).

Таким образом, в силу приведенных положений федерального законодательства органы муниципального контроля в обязательном порядке проводят такие профилактические мероприятия как обобщение правоприменительной практики, самообследование.

Пунктом 2.5 Положения определено, что при осуществлении администрацией муниципального жилищного контроля могут проводиться 5 видов профилактических мероприятий. При этом профилактические мероприятия как обобщение правоприменительной практики, самообследование обязательными не являются, что не соответствует ст. 45 Федерального закона №248-ФЗ.

В соответствии с частью 3 статьи 47 Федерального закона №248-ФЗ доклад о правоприменительной практике готовится контрольным (надзорным) органом по каждому осуществляемому им виду контроля с периодичностью, предусмотренной положением о виде контроля, но не реже одного раза в год. Контрольный (надзорный) орган обеспечивает публичное обсуждение проекта доклада о правоприменительной практике.

Пунктом 2.7 Положения определен порядок проведения обобщения правоприменительной практики, который не соответствует требованиям части 3 статьи 47 Федерального закона №248-ФЗ, поскольку не предусматривает для контрольного органа публичное обсуждение проекта доклада о правоприменительной практике.

В соответствии с частью 4 статьи 49 Федерального закона №248-ФЗ контролируемое лицо вправе после получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований подать в контрольный (надзорный) орган возражение в отношении указанного предостережения. Порядок подачи и рассмотрения возражения в отношении предостережения устанавливается положением о виде контроля.

Пунктом 2.8 Положения установлен порядок объявления предостережения, возможность подачи возражения на предостережение, срок рассмотрения возражения. При этом вопреки части 4 статьи 49 Федерального закона №248-ФЗ Положением не определен порядок и срок подачи возражений, порядок их рассмотрения, что свидетельствует о наличии коррупциогенного фактора, выражающегося в отсутствии порядка совершения определенных действий либо одного из элементов такого порядка (отсутствие административных процедур).

В соответствии с частью 4 статьи 50 Федерального закона №248-ФЗ по итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не предоставляется, за исключением случаев, установленных положением о виде контроля. Контролируемое лицо вправе направить запрос о предоставлении письменного ответа в сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Пунктом 2.10 Положения установлены случаи осуществления письменного консультирования. Однако, вопреки части 4 статьи 50 Федерального закона №248- ФЗ порядок направления контролируемыми лицами запросов, сроки их рассмотрения и направления ответов не установлены, что свидетельствует о коррупциогенном факторе, выражающемся в отсутствии административных процедур - отсутствие порядка совершения определенных действий либо одного из элементов такого порядка и предусмотренном подп. «ж» п. 3 Методики.

Статьей 52 Федерального закона №248-ФЗ предусмотрены требования при проведении профилактического визита, в том числе: о проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо должно быть уведомлено не позднее чем за пять рабочих дней до даты его проведения (часть 5); контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом контрольный (надзорный) орган не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения (часть 6); порядок и сроки проведения обязательного профилактического визита устанавливаются положением о виде контроля. Контрольный (надзорный) орган обязан предложить проведение профилактического визита лицам, приступающим к осуществлению деятельности в определенной сфере, не позднее чем в течение одного года с момента начала такой деятельности (часть 7).

При этом пунктом 2.11 проекта Положения вопреки требованиям статьи 52 Федерального закона №248-ФЗ порядок и сроки проведения обязательного профилактического визита не определены, что указывает на коррупциогенный факторе выражающимся отсутствии порядка совершения определенных действийлибо одного из элементов такого порядка (отсутствие административных процедур).

Также вопреки части 9 статьи 52 Федерального закона № 248-ФЗ указанная статья не содержит положение о том, что в случае, если при проведении профилактического визита установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, инспектор незамедлительно направляет информацию об этом уполномоченному должностному лицу контрольного (надзорного) органа для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.

Частью 1 статьи 64 Федерального закона №248-ФЗ установлено, что для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, а также документарной проверки принимается решение контрольного (надзорного) органа, подписанное уполномоченным должностным лицом контрольного (надзорного) органа (далее - решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, а также документарной проверки).

Пунктом 1.4 Положения определен перечень должностных лиц администрации, уполномоченных осуществлять контроль в сфере благоустройства, каковыми является: специалист по жилищным и земельным вопросам Администрации поселка Иванино Курчатовского района Курской области (то есть уполномоченное лицо, уполномоченное осуществлять контроль).

Однако пунктами 3.5 - 3.7 Положения вопреки части 1 статьи 64 Федерального закона №248-ФЗ предусмотрен иной порядок проведения контрольных мероприятий при взаимодействии с контролируемым лицом (на основании распоряжения администрации о проведении контрольного мероприятия).

Пунктом 3.12 Положения установлен срок проведения выездной проверки - не более 10 рабочих дней. При этом сроки проведения иных контрольных мероприятий, не установлены, что свидетельствует о наличии коррупциогенного фактора, выражающегося в отсутствии административных процедур - отсутствие порядка совершения определенных действий либо одного из элементов такого порядка, предусмотренном подп. «ж» п. 3 Методики.

Частью 2 статьи 40 Федерального закона РФ №248-ФЗ закреплено, что порядок рассмотрения жалобы определяется положением о виде контроля. Статьями 40-43 Федерального закона №248-ФЗ предусмотрен порядок и сроки досудебного обжалования решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц.

При этом раздел 4 Положения, предусматривающий обжалование решений администрации, действий (бездействия) должностных лиц, уполномоченных осуществлять муниципальный жилищный контроль, не содержит порядок рассмотрения таких жалоб, решения, принимаемые по результатам их рассмотрения, что свидетельствует о коррупциогенном факторе, выражающемся отсутствии порядка совершения определенных действий либо одного из элементов такого порядка (отсутствие административных процедур), предусмотренном в подп. «ж» п. 3 Методики.

Кроме того, в Положении отсутствуют процедуры судебного обжалования решений о проведении проверок, что недопустимо.

Приложением №3 к Положению установлены индикаторы риска нарушения обязательных требований, используемые для определения необходимости проведения внеплановых проверок при осуществлении администрацией поселка Иванино Курчатовского района контроля в сфере благоустройства. Однако, пунктом 1.8 Положения предусмотрено, что система оценки и управления рисками при осуществлении муниципального жилищного контроля не применяется.

Выявленные в ходе проверки нарушения федерального законодательства стали возможны в результате непринятия должностными лицами органа местного самоуправления мер по надлежащему, добросовестному исполнению своих должностных обязанностей, а также отсутствия строгого контроля со стороны главы поселка Иванино Курчатовского района Курской области за деятельностью подчиненных работников.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 24 Федерального закона о «О прокуратуре Российской Федерации»

ТРЕБУЮ:

1. Безотлагательно рассмотреть настоящее представление, о чем проинформировать Курчатовскую межрайонную прокуратуру не позднее 03.04.2022. О времени и дате рассмотрения представления заблаговременно сообщить в межрайпрокуратуру для обеспечения участия в его рассмотрении

2. В течение месяца с момента получения представления принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений законов, их причин и условий, им способствующих, а также по недопущению их в дальнейшей деятельности: принять меры к приведению норм решения Собрания депутатов поселка Иванино Курчатовского района Курской области от 15.12.2021 № 12/7с «Об утверждении Положения о муниципального жилищного контроля в муниципальном образовании «поселок Иванино» Курчатовского района Курской области», исключив из него наличие коррупционных факторов.

3. Рассмотреть в установленном порядке вопрос о наличии оснований для привлечения должностных лиц, допустивших нарушения закона, к дисциплинарной ответственности.

4. По истечении месяца о результатах принятых мер по устранению нарушений закона сообщить в письменной форме в Курчатовскую межрайонную прокуратуру (с приложением копий подтверждающих документов).

 

 

 

Заместитель межрайонного прокурора                                                И.Е. Прошина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И.Е.Прошина, 4-19-60

10:30
159