В каких случаях и при каких условиях могут проводиться внеплановые проверки
В каких случаях и при каких условиях могут
проводиться внеплановые проверки
Внеплановые
выездные проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей могут быть
проведены органами государственного контроля (надзора), органами муниципального
контроля в определенных случаях только после согласования с органом прокуратуры
по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных
предпринимателей.
Согласие
прокурора требуется в случаях поступления в органы контроля (надзора) обращений
и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических
лиц, информации от органов государственной власти, органов местного
самоуправления, из средств массовой информации о фактах:
— возникновения
угрозы причинения либо уже случившегося причинения вреда жизни, здоровью
граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия
(памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности
государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера;
— нарушение требований
к маркировке товаров.
Прокурор после
рассмотрения заявления о согласовании выездной внеплановой проверки может
отказать в ее проведении путем вынесения соответствующего решения.
Основаниями для
отказа в согласовании проведения внеплановой выездной проверки являются:
1) отсутствие
документов, прилагаемых к заявлению о согласовании проведения внеплановой
выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;
2) отсутствие
оснований для проведения внеплановой выездной проверки;
3) несоблюдение
требований, установленных Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите
прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении
государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», к оформлению
решения органа контроля (надзора) о проведении внеплановой выездной проверки;
4) проведение
внеплановой выездной проверки, противоречащей федеральным законам, нормативным
правовым актам Президента Российской Федерации, нормативным правовым актам Правительства
Российской Федерации;
5)
несоответствие предмета внеплановой выездной проверки полномочиям органа
государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;
6) проверка
соблюдения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных
муниципальными правовыми актами, в отношении одного юридического лица или
одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного
контроля (надзора), органами муниципального контроля.
На практике чаще
всего прокуратура отказывает в согласовании внеплановой выездной проверки в
связи с отсутствием законных оснований для её проведения.
За 5 месяцев
2019 года в органы прокуратуры Камчатского края поступило 51 заявление от
органов контроля (надзора) о согласовании внеплановой проверки. Отказано в 16
случаях, из них в связи с отсутствием оснований проведения проверки в 13 случаях
или 25 % от общего числа поступивших заявлений.
Органы
государственного контроля (надзора) неверно оценивают признаки возникновения
угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям,
окружающей среде, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера, не учитывают требования о наличии в заявлениях сведений
о фактах возникновения такой угрозы.
Как правило, из
представленных в прокуратуру края материалов не усматривается обстоятельств для
проведения внеплановых выездных проверок, поскольку они не содержат конкретных
сведений о фактах возникновения такой угрозы в результате действий предприятия
подлежащего проверки.
В случае, если
возникают сомнения в законности проведения внеплановой проверки в отношении предприятия,
его руководитель или ИП могут обратиться в прокуратуру. Результаты проверок,
проведенных с грубыми нарушениями закона, будут признаны недействительными.
Помощник Курчатовского межрайонного
прокурора Алисултанов В.Р.