ПРОТЕСТ Курчатовской межрайонной прокуратуры от 09 декабря 2022 № 37-2022 на отдельные положения Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Принятие решения об установлении или прекращении Публичных сервитутов», утвержденный постановлением Администрации поселка Иванино Курчатовского района от 05.11.2019 №265
ПРОКУРАТУРА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРОКУРАТУРА
КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
КУРЧАТОВСКАЯ МЕЖРАЙОННАЯ ПРОКУРАТУРА
307250,
г Курчатов Курской области,
ул.
Садовая, д. 29а, тел.: 4-19-60
ГЛАВЕ
ПОСЕЛКА ИВАНИНО
КУРЧАТОВСКОГО
РАЙОНА
СЕМЕНИХИНУ
С.В.
АДМИНИСТРАЦИЯ
ПОСЕЛКА ИВАНИНО,
Курчатовский
район, Курская область
ПРОТЕСТ
от 09
декабря 2022 № 37-2022
на отдельные положения Административного
регламента предоставления муниципальной услуги
«Принятие решения об установлении или
прекращении
Публичных сервитутов», утвержденный постановлением
Администрации поселка Иванино Курчатовского района от 05.11.2019 №265
В связи с вступлением в силу
с О1.09.2022 Федерального закона от 14.07.2022 №284-ФЗ «О
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Курчатовской межрайонной прокуратура в соответствии сп. 2.2 приказа Генерального прокурора Российской
Федерации от 02.10.2007 № 155 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов
государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления» проведен мониторинг
нормативных правовых актов, регулирующих
правоотношения в сфере земельных правоотношений, входе которого изучен Административный
регламент предоставления муниципальной услуги«Принятие решения об установлении или
прекращении публичных сервитутов», утвержденный постановлением администрации п. Иваниноот 05.11.2019 №265 (далее по тексту - Регламент).
Установлено, что отдельные нормы Регламента не соответствуют федеральному земельному
законодательству и содержат коррупциоrенные факторы.
В соответствии с пунктом I статьи
23 Земельного
кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) сервитут устанавливается в соответствии
с гражданским законодательством, а
в отношении земельного участка, находящегося в государственной
или муниципальной собственности, с четом особенностей,предусмотренных главой У.3 настоящего
Кодекса.
Согласно п. 2 ст. 23 ЗК РФ
сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления
в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных
участков (публичный сервитут).
В силу п. 3 ст. 23 ЗК РФ публичныйсервитут устанавливает я в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положенияГражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте
и положения главы У.3 настоящего Кодекса не применяются.
Случаи установления публичного сервитута определены
положениями пункта 4 ст. 23 ЗК РФ.
Из п. 17 ст. 23 ЗК РФ следует, что сервитуты подлежат
государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О
государственной регистрации недвижимости», за исключением сервитутов, предусмотренных
пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса. Сведения о публичных сервитутах
вносятся в Единый государственный
реестр недвижимости.
В силу п. 4 ст.
39.25 ЗК РФ в
случае заключения соглашения
об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в
государственной или муниципальной собственности, на
срок до трех лет допускается по соглашению сторон установление сервитута
в отношении асти такого земельного
участка без проведения работ, в результате кот рых обеспечивается подготовка
документов, содержащих необходимые для осуществления государственного
кадастрового учета сведения о части земельного участка, в отношении которой
устанавливается данный сервитут, без осуществления государственного
кадастрового учета указанной части земельного участка и без государственной
регистрации ограничения (обременения), возникающего в связи с установлением данногосервитута. В этом случае граница действиясервитута определяется в соответствии с прилагаемой к соглашению об
установлении сервитута схемой границ сервитута на кадастровом плане территории.
Согласно п. 17 ст. 23 ЗК РФ сервитуты подлежат
государств иной регистрации в соответствии с Федеральным закономот 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной
регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ),
за исключением сервитутов, предусмотренных пунктом 4 статьи
39.25 ЗК РФ; сведения о публичных сервитутах вносятся в Единый государственный
реестр недвижимости (далее - ЕГРН).
При этом анализ норм ЗК РФ (в ред. от
14.07.2022) и Закона № 2] 8-ФЗ
позволяет сделать вывод, что законодатель разделяет понятия «сервитут» и «публичныйсервитут», и, поскольку ЗК РФ не установлено иное, публичный сервитут не
подлежит государственной регистрации в реестре прав ЕГРН, часть земельногоучастка, на которую распространяется публичный сервитут, также не
вносится в кадастр недвижимости ЕГРН.
В ходе мониторинга и изученияРегламента установлено, что в пункт х 3.1,
3.7 Регламента предусмотрена административная процедура «Обеспечениегосударственной регистрации публичного сервитута в Едином государств ином
реестре прав на недвижимое имуществои сделок с ним» со сроком исполнения -30 дней после принятияпостановления об установлении
(прекращении действия) публичного сервитута, что не соответствует требованиям пп. 1, 17
ст. 23, п. 4 ст. 39.25 ЗК РФ,
поскольку публичный сервитут не подлежит государственной регистрации в реестре
прав ЕГРН.
Таким образом, в пунктах 3.1 и 3.7
Регламента содержится коррупционный фактор «нормативные коллизии», предусмотренный
подп. «и» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизынормативных правовых акт в и проектов нормативных правовых актов,
утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.201О № 96 (далее - Методика).
Кроме того, в п. l ст. 39.43 ЗК РФ установлены сроки
принятия решения об установлении публичного сервитута или об отказе в его
установлении.
Так, орган, уполномоченный на
установление публичного сервитута, принимает решение об установлении
публичного сервитута или об отказе егоустановлении в
течение:
двадцати дней со дня поступления ходатайства об установлении
публичного сервитута и прилагаемых к ходатайству документов в целях,предусмотренных подпунктом 3
статьи 39.37 настоящего Кодекса;
тридцати дней со дня поступления ходатайства об
установлении публичного сервитута и прилагаемых к ходатайству документовв целях, предусмотренных подпунктами 1, 2, 4 и 5 статьи 39.37 настоящего Кодек а, а также в
целях установления публичного сервитута для реконструкцииучастков (частей) инженерных сооружений, предусмотренного
подпунктом 6 статьи 39.37 настоящего Кодекса, но
не ранее чем пятнадцать дней со дня опубликования сообщения о поступившем
ходатайстве об установлении публичного сервитута, предусмотренного подпунктом 1 пункта 3 статьи 39.42 настоящего Кодекса;
двадцати дней со дня поступления ходатайства об установлении
публичного сервитута и прилагаемых к ходатайству документовв елях установленияпубличного сервитута для капитального ремонта участков (частей)инженерных сооружений, предусмотренного подпунктом 6 статьи 39.37настоящего Кодекса.
Вопреки требованиям п. 1 ст. 39.43 ЗК РФ в
пункте 2.4 Регламента установлены иные сроки проведения
процедур, связанных с установлением публичногосервитута, что указываетна наличие коррупциогенного фактора
«нормативные коллизии», предусмотренного подп. «и» п. 3 Методики.
В соответствии с п. 2.10 Регламента установлены основания для отказа
в установлении публичного сервитута, однако, перечень основанийне соответствует требованиям п. 1 ст. 39.44 ЗК РФ.
Вышеизложенное свидетельствует о наличии корупциогенного
фактора - нормативныеколлизии, предусмотренном подп. «и» п. 3 Методики.
Учитывая вышеизложенное, Регламент
является в части незаконным и подлежит приведению в соответствие с требованиями действующего федерального земельного законодательства.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 23, 26, 2, 28 Федерального законаРФ «О прокуратуре РФ»
ТРЕБУЮ:
1. Привести в соответствие с требованиями действующего законодательствапункты 2.4, 3.1, 3.7 и
2.1О Административного регламента предоставлениямуниципальной услуги «Принятие решения об
установлении или прекращении публичных сервитутов», утвержденного постановлением администрации п.Иванино от 05.11.2019 №265,исключив коррупциогенные факторы.
2. Протест подлежит обязательному рассмотрению в десятидневный срок.
3. О времени рассмотрения протеста заблаговременно уведомить межрайонного прокурора для принятия участия в его рассмотрении.
4. О принятых мерах сообщить в межрайонную прокуратуру
в письме ной форме
Заместитель
межрайонного прокурора И.Е. Прошина
И.Е. Прошина 4-19-60